Мошнинова Анна Николаевна
Психолог г.Щелково
Запись по телефонам:
+7(926) 151-67-58
+7(977) 550-56-08     
e-mail: sapfir828@mail.ru
sapfir382
Адрес кабинета:
Московская область,
г. Щелково
ул. Талсинская, д. 59/5, каб. 204

Танцевально-двигательная терапия

*** Индивидуальная

*** Групповая

  Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются:

* эмоциональные и межличностные конфликты,

* страх перед неудачей,

* недостаточность коммуникационных навыков,

* заниженная самооценка.

Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, хронические заболевания.   

  Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться.

Во время сеансов пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема

ЦЕЛЬ ТДТ

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным.

Танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

При проведении танцевальной терапии, выделяются три компонента терапевтического процесса:

***Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных «двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

***Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

***Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Важно в терапии -это выражение чувств о самом себе через движение тела...

ПОЧЕМУ ВАЖНО ТАНЦЕВАТЬ?

Ваша пластика и манера двигаться напрямую влияют на самооценку и эмоциональные реакции. Познавать и менять свою личность можно с помощью естественного танца.

Нельзя не уметь танцевать. Это тоже самое, что не уметь бегать или прыгать. Да, вы можете не уметь танцевать румбу или сальсу, но вы умеете танцевать.

Этому не надо учиться. Это естественная активность нашего тела.

Люди танцевали вокруг костра задолго до того, как придумали первые танцевальные направления. Годовалые малыши танцуют под музыку — приседают, крутятся вокруг себя, машут ручками. Они нигде не учились танцевать, они уже это умеют. Так же, как и вы.

Почему важно танцевать

Танец способен влиять не только на тело. Он может изменить ваши мысли, отношение к себе и другим.

Вы когда-нибудь замечали, что все эмоции тут же отражаются на теле, а положение тела влияет на то, как вы себя ощущаете? Вот отличный рассказ социального психолога Эми Кадди об этом.

«Язык нашего тела определяет, что мы о себе думаем. Это зависит не только от окружающих, но и от нас самих. Тело меняет сознание». 

Более того, поведение тела напрямую связано с мышлением, чувствами и ощущениями. В книге Моше Фельденкрайза «Осознавание через движение: двенадцать практических уроков» упоминается неразрывная связь между мышечными сокращениями и чувствами.

«Поведение — это мобилизация мышц, ощущений, чувств и мышления. Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного. Но мышцы играют такую важную роль, что, если исключить их паттерны в моторной части коры головного мозга, остальные компоненты данного действия дезинтегрируются». Моше Фельденкрайз, инженер, психолог, основатель системы развития человеческого потенциала через движение.

Фельденкрайз отмечает, что моторная часть коры головного мозга, отвечающая за сокращения мышц тела, находится в непосредственной близости от структур, управляющих мышлением и чувствами. За счёт такого расположения, а также диффузии и распространения процесса в мозгу, изменения в моторной части вызывают изменения в мышлении и чувствах.

Кроме того, тело способно запоминать положения, в которых проводит большую часть времени. Если вы часто переживаете негативные эмоции, они застывают в теле и превращаются в двигательные паттерны. Если вы постоянно испытываете страх, неуверенность, стеснение, вы сжимаетесь, втягиваете голову в плечи, сутулитесь. Мышцы, ответственные за эти положения, привыкают постоянно находиться в напряжении. Чтобы расслабить их, вам придётся приложить сознательное усилие.

Получается замкнутый круг — эмоции формируют мышечные зажимы, постоянное напряжение подпитывает эмоции, и вы уже не можете так просто избавиться от этого положения.

Хорошие новости заключаются в том, что таким образом можно не только получить негативную привычку, но и исправить её.

«Фундаментальное изменение основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого. В таких условиях легче изменить мышление и чувства: привычка потеряла свою главную опору, изменение стало возможным». Моше Фельденкрайз

Тело не умеет врать

Мы так много внимания уделяем вербальному общению, тогда как от 60 до 80% информации передаётся невербально. Значит, все мышечные зажимы напрямую влияют на то, как нас воспринимают другие люди. Вы можете врать словами, но тело не врёт, и окружающие считывают это.

Гораздо хуже, когда вы начинаете врать себе, не понимая этого. Мешающие вам общественные установки и страх, усвоенный в глубоком детстве, — всё это формирует картину себя, создаёт психологические блоки и ограничивает ваш потенциал.

Чтобы понять, что мешает вам жить, и избавиться от этого, пригодится танец — настоящее аутентичное движение, без заученных схем и шаблонов.

КАК ПОЗНАВАТЬ И МЕНЯТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЯ.

Движения тела показывают, кто вы и что о себе думаете, а естественный танец рассказывает вашу историю.

Почему просто не пойти на танцы? Любой танец — это замечательно, если он приносит вам удовольствие. Более того, через изменение мышечных паттернов вы можете изменить свой характер. Вы можете выбрать любое танцевальное направление.

Но у всех танцевальных стилей есть один существенный недостаток по сравнению с аутентичным движением — они ничего не рассказывают именно о вас.

«Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретённым методам. Общество вообще отказывает индивиду в праве использовать естественный метод, принуждая его освоить принятый способ действий, и лишь тогда допускает его до работы». Моше Фельденкрайз

Естественный метод раскрывает вашу индивидуальность и позволяет вам докопаться до своих проблем. Это тот момент, когда движение превращается в психотерапию и способ познания себя.

АНАЛИЗ АУТЕНТИЧНОГО ТАНЦА

В аутентичном танце важно следить за своим эмоциональным состоянием, за тем, как движения отражаются на чувствах. Это своего рода медитация, которая требует полной концентрации.

Можно начать с какого-то переживания или сосредоточиться на своих чувствах к человеку, отношении к работе, увлечению, чему угодно. Мысль будет порождать движение.

Можно разобрать сеанс на несколько ступеней:

Концентрация на внутренних ощущениях. Выбор яркого переживания и движение. Если возникает какое-то особое движение, вы концентрируетесь на нём, повторяете его, усиливая эмоцию, которое оно вызывает.

Разберём на примере.

Вы начинаете двигаться с мыслью об отношениях с человеком, замечаете резкое рубящее движение руками сверху вниз. Вы повторяете это движение, следя за тем, какие эмоции оно вызывает — неприятие, отторжение, гнев.

Вы вытаскиваете из подсознания скрытые эмоции. Кроме того, проживая эмоции в танце, вы освобождаете подавляемые переживания, которые могут влиять на вашу жизнь — порождать страхи, удерживать от движения вперёд.

Если вы пока не готовы к сеансу с другим человеком, можно записать свой танец на камеру, а потом проанализировать его.

Парная терапия

Ещё интереснее и эффективнее проходит занятие в паре, где один человек танцует, а второй наблюдает. Это базовая структура аутентичного движения, состоящая из двигающегося и свидетеля.

Свидетель выполняет несколько функций:

Обеспечивает безопасность. Во время танца разрешено всё — вы можете смотреть по сторонам, в зеркало, только вверх или вниз, двигаться с закрытыми глазами. Можете передвигаться прыжками, ползти по полу, резко двигаться в разные стороны. Понятно, что в таких условиях вы можете наткнуться на что-то, упасть или врезаться в стоящие рядом предметы. Поэтому одна из функций свидетеля — оберегать вас от опасностей. Даёт обратную связь. Во время движения вы можете погрузиться в бессознательное, свои эмоции и ощущения и не отследить какие-то связи или побочные эмоции. Свидетель должен быть чутким и не терять концентрацию на вашем движении, чтобы после сеанса он смог описать, что происходило, какие чувства возникали в ответ на ваш танец.

При этом свидетель не должен выносить конкретных суждений о вашем движении или о каких-то частях танца. После сеанса вы сможете обсудить танец.

Допустим, вы говорите, что чувствовали или представляли в тот момент, когда медленно передвигались по полу ползком, и спрашиваете свидетеля, какие ассоциации или чувства это движение вызвало у него. Вместе вы сможете создать более точную картину происходящего. Чужое видение может натолкнуть вас на интересные мысли.

Только не заставляйте быть свидетелем человека, который к этому не готов. Вы можете натолкнуться на критику, непонимание, недостаток эмпатии и концентрации.

Кому подходит аутентичное движение?

С одной стороны, это не танец в общем понимании этого слова, а скорее психотерапия в движении. С другой — это танец в своём изначальном варианте — выражение эмоций через пластику, раскрытие себя в движении.

Аутентичное движение подойдёт:

Тем, кто плохо владеет своим телом. Людям, которые хотят больше узнать о себе, снять психологические блоки, прожить эмоции, загнанные вглубь себя. Танцорам, которым хочется выражать в танце свои эмоции, а не проживать чужие, открыть для себя новые способы пластического выражения.

Для танца не нужно умение садиться на шпагат, идеальное чувство ритма, спортивное телосложение, знания и умения. Всё, что нужно, — ваше тело, эмоции и музыка. Включите музыку, звук барабанов, метроном или слушайте тишину. Сделайте несколько движений и позвольте эмоциям и ощущениям вести ваше тело. Танцуйте!

----------

Какие методы используются на встречах танцедвигательной терапии?

* телесные упражнения и практики (дыхательные и энергетические) спонтанный танец (импровизация)

* элементы контактной импровизации,

* телесно-ориентированная психотерапия и техники танцевальной терапии различных подходов

* исцеляющая сила прикосновения